Текст урока
Урок 15: нравственные качества, которые должны быть присущи каждому мусульманину
Речь идет о следующих качествах:
- Правдивость;
- Надежность;
- Целомудрие;
- Стыдливость;
- Храбрость;
- Щедрость (великодушие);
- Верность данному слову (выполнение обещаний);
- Отдаление от всего того, что запретил Аллах;
- Доброе и хорошее отношение к соседям;
- Оказание помощи тому, кто в ней нуждается, по мере своих сил и прочие высокие нравственные качества, к которым побуждают Коран и Сунна.
Урок 16: исламская нравственная этика
К исламской нравственной этике относится:
- Приветствие друг друга;
- Радушие;
- Есть и пить только правой рукой;
- Произнесение слов «بِسْمِ الله» перед едой;
- Восхваление Аллаха после еды;
- Восхваление Аллаха чихнувшим;
- Ответ чихнувшему, если он восхвалил Аллаха, словами «يَرْحَمُكَ الله» /Да помилует тебя Аллах/;
- Посещение больного;
- Сопровождение погребальных носилок для участия в намазе и погребении;
- Соблюдение шариатских норм при входе в мечеть и выходе из нее, при входе в дом и выходе из него, а также в путешествии;
- Соблюдение правил поведения в отношении с родителями, с родными, с соседями, с взрослыми и с детьми;
- Поздравление с новорожденным;
- Пожелание благословения молодоженам;
- Выражение соболезнований; и прочие достойные нормы исламского этикета, в том числе связанные с надеванием одежды и обуви и их снятием.
Урок 17: предостережение от многобожия и некоторых губительных грехов
Необходимо остерегаться и предостерегать людей от ширка и всевозможных видов ослушания Аллаха, к которым относятся семь губительных грехов (Речь идет о наиболее известных семи грехах, а не о том, что в исламе только семь больших грехов. Ибн ‘Аббас говорил: “Они (большие грехи) ближе к семидесяти, чем к семи”. ‘Абдур-Раззакъ № 19702. Иснад достоверный.):
- Многобожие («аш-ширк»);
- Колдовство;
- Убийство души, которую Аллах сделал неприкосновенной, если только не по праву;
- Пожирание лихвы, ростовщичество;
- Пожирание имущества сироты;
- Бегство с поле боя при встрече с врагами;
- Обвинение в прелюбодеянии целомудренных верующих женщин, даже не помышляющих об этом.
Также необходимо остерегаться таких великих грехов, как:
- Ослушание родителей;
- Разрыв родственных отношений;
- Лжесвидетельство;
- Ложные клятвы;
- Притеснение и нанесение обид соседям;
- Нарушение прав («зульм» - беззаконие; несправедливость) людей, касающихся их жизни, имущества и чести;
- Употребление опьяняющих и одурманивающих напитков и средств;
- Азартные игры;
- Злословие («الغيبة»);
- Сплетни («النميمة») и прочие большие грехи, которые запретил Аллах и Его посланник (да благословит его Аллах и приветствует).
Урок 18: подготовка покойника к захоронению, погребальная молитва и погребение
Первое: Напоминание умирающему о свидетельстве единобожия: «لا إله إلا الله» Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Подсказывайте вашим мертвым, что нет божества, достойного поклонения, кроме Аллаха». Этот хадис передал Муслим в своем сборнике достоверных хадисов. Под словами «вашим мертвым» имеются в виду умирающие, те, в ком проявляются характерные признаки приближающейся смерти.
Второе: После того, как не останется никаких сомнений в смерти, усопшему следует закрыть глаза и подвязать подбородок, поскольку об этом сообщается Сунне. ثالثا: يجب تغسيل الميت المسلم، إلا أن يكون شهيدا مات في المعركة فإنه لا يغسل ولا يصلى عليه، بل يدفن في ثيابه، لأن النبي r لم يغسل قتلى أحد ولم يصل عليهم.
Третье: Каждого умершего мусульманина нужно искупать, кроме шахида, павшего в сражении. Его не следует купать и над ним не совершается погребальный намаз, напротив, его хоронят как есть, в его одежде, поскольку Пророк (да благословит его Аллах и приветствует) не омыл тело погибших в битве при Ухуде и не совершил над ними погребальную молитву.
Четвертое: Описание омывания покойника. Следует прикрыть те части тела покойного, на которые нельзя смотреть (аврат), затем немного приподнять тело и рукой, мягко надавливая, провести вниз по животу, чтобы вышло содержимое кишечника. Затем купальщик обматывает свою руку куском материи или чем-то подобным и подмывает умершего. Потом покойнику моют те части тела, которые омываются при омовении для намаза. Затем ему моют голову и бороду водой с добавлением отвара из листьев дерева лотоса или других веществ, обладающих похожим свойством. После этого омывается правая половина тела, затем левая. Таким же образом тело обмывается во второй и третий раз, при этом всякий раз следует надавливать на живот, и если при этом из кишечника выделяется что-либо, это нужно смывать. Если выделения продолжаются и после этого, то нужно прикрыть задний проход ватой или чем-то подобным, а если вата не помогает воспрепятствовать этим выделениям при помощи чистой глины или же современных медицинских средств, таких как лейкопластырь и т.п. В случае, если из кишечника были выделения, для покойного необходимо заново совершить малое омовение. Если тело не станет чистым после трех омываний, то нужно омыть его пять или семь раз. После мытья тело покойного вытирают материей и умащают благовониями плохо доступные места (подмышки, внутренние поверхности бедер), а также те части тела, которые касаются земли при совершении земного поклона. Если же будет умащено всё тело, то это лучше. Затем окуривают саван (кафан) дымом благовоний. Также покойному стригут усы и ногти, если они длинные, однако и оставление этого действия не является предосудительным. Покойнику не следует расчесывать волосы, брить лобок и делать обрезание, так как на это нет никаких религиозных доводов. Если умерла женщина, то ей следует заплести волосы в три косы и расположить их за спиной.
Пятое: Облачение покойника в саван. Мужчину предпочтительно облачать в три белых покрывала, не используя ни рубахи, ни чалмы, поскольку именно так было облачено тело Пророка (да благословит его Аллах и приветствует). Но также не порицается облачать покойного в рубаху, изар и покрывало. При оборачивании в саван женщины надлежит воспользоваться пятью одеяниями: «дир’» - широкая рубаха, платье, «химар» - покрывало для головы, «изар» - покрывало для нижней части тела и два куска материи. Мальчика, не достигшего совершеннолетия, заворачивают в одно, два или три покрывала. Девочку, не достигшую совершеннолетия, заворачивают в рубаху и два покрывала. Минимальным и обязательным для любого покойника является оборачивание его тела в одно покрывало, которое прикрывает все его тело. Исключением является человек, умерший в состоянии ихрама. В достоверном хадисе, переданном от Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, сообщается, что его омывают водой с добавлением пены лотоса, заворачивают в его же ритуальную одежду («изар» и «рида» или ту одежду, которая была на нем в момент смерти), ему не покрывают голову и лицо, его тело не умащают благовониями, ибо Аллах воскресит его в день Воскресения произносящим тальбию. Если же во время паломничества скончается женщина, то её оборачивают обычным образом, также как и остальных женщин, но не умащают благовониями. На ее лицо не надевают никаб, а на руки не надевают перчатки. Ее лицо и руки закрываются саваном, когда ее оборачивают в него тем способом оборачивания женщин, который был описан выше.
Шестое: Первоочередное право на купание умершего мужчины, проведения над ним погребального намаза в качестве имама и на его погребение имеет тот, кому он завещал сделать это. После него это право переходит к отцу умершего, затем деду (по отцовской линии), затем к другим наиболее близким кровным родственникам по мужской линии. в зависимости от близости их родства. Что касается купания покойной женщины, первоочередное право на него принадлежит той, которой она завещала сделать это. Если же покойная не оставляла такого завещания, то это право переходит к её матери, затем к бабушке, затем к тому, кто ближе по степени родства из числа женщин. Кроме того, супруги имеют право на омывание друг друга, поскольку Абу Бакра ас-Сиддика помыла его жена, а ’Али омыл тело своей жены Фатымы (да будет доволен ею Аллах).
Седьмое: Описание совершения погребального намаза. Погребальный намаз состоит из четырех такбиров (произнесений слов «Аллаху Акбар»). После первого такбира читается сура «аль-Фатиха». Также будет хорошо, если прочитать после неё еще какую-либо короткую суру или один-два аята, так как об этом сообщается в достоверном хадисе, переданном от Ибн ’Аббаса (да будет им доволен Аллах). Затем совершается второй такбир, после которого читается молитва о благословении за Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, (да благословит его Аллах и приветствует) подобная той, что читается во время ташаххуда. Затем совершается третий такбир, после которого произносятся слова:
اللَّهُمَّ اعْفِرْ لِحَيِّنَا، وَمَيِّتِنَا، وَشَاهِدِنَا، وَغَائِبِنَا، وَصَغِيرِنَا وَكَبِيرِنَا، وَذَكَرِنَا وَأُنْثَانَا، اللَّهُمَّ مَنْ أَحْيَيْتَهُ مِنَّا فَأَحْيِهِ عَلَى اْلإِسْلاَمِ وَمَنْ تَوَفَّيْتَهُ مِنَّا فَتَوَفَّهُ عَلَى اْلإِيمَانْ، اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لاَ تُضِلَّنَا بَعْدَهُ /О Аллах, прости нашим живым и нашим мертвым, присутствующим и отсутствующим, молодым и пожилым, мужчинам и женщинам. О Аллах, сделай так, чтобы те из нас, кому Ты даруешь жизнь, жили по установлениям ислама, а тех из нас, кого Ты упокоишь, упокой в вере! О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него!/
اللَّهُمَّ اغْفِرْ لَهُ وَارْحَمْهُ، وَعَافِهِ، وَاعْفُ عَنْهُ، وَأَكْرِمْ نُزُلَهُ، وَوَسِّعْ مُدْخَلَهُ، وَاغْسِلْهُ بِالْمَاءِ وَالثَّلْجِ وَالْبَرَدِ، وَنَقِّهِ مِنَ الْخَطَايَا كَمَا نَقَّيْتَ الثَّوْبَ الأبْيَضَ مِنَ الدَّنَسِ، وَأَبْدِلْهُ دَاراً خَيْراً مِنْ دَارِهِ، وَأَهْلاً خَيْراً مِنْ أَهْلِهِ، وَزَوْجاً خَيْرا ًمِنْ زَوَجِهِ، وَأَدْخِلْهُ الْجَنَّةَ، وَأَعِذْهُ مِنْ عَذَابِ الْقَبْرِ وَعَذَابِ النَّارِ و افْسَحْ لَهُ فِي قَبْرِهِ، وَ نَوِّرْ لَهُ فِيهِ، اللَّهُمَّ لاَ تَحْرِمْنَا أَجْرَهُ وَ لاَ تُضِلَّنَا بَعْدَهُ /О Аллах, прости его, и помилуй его, и избавь его (от плохого), и окажи ему хороший прием, и сделай могилу его просторной, и омой его водой, снегом и градом, и очисть его от прегрешений, как очищаешь Ты белую одежду от грязи, и дай ему взамен дом лучше его дома, и семью лучше его семьи и жену лучше его жены, и введи его в Рай и защити его от мучений могилы и от мук Огня, сделай могилу его просторной и освети её для него. О Аллах, не лишай нас награды за него и не сбивай нас с пути после него!/
После этого совершается четвертый такбир и произносятся слова приветствия в правую сторону. Поднятие рук при каждом произнесении такбира является желательным. При произнесении мольбы следует учитывать, за кого произносится мольба. Если это женщина, то в мольбе нужно говорить «Аллахумма гъфир ляха», если молитва совершается над двумя, то следует говорить ««Аллахумма гъфир ляхума», а если умерших более двух, то «Аллахуммагъфир ляхум». Если же молитва совершается над ребенком, не достигшим совершеннолетия, то вместо мольбы о прощении нужно произнести следующую мольбу:
اللَّهُمَّ اجْعَلْهُ فَرَطاً و ذُخْراً لِوَالِدَيْهِ، وَ شَفِيعًاً مُجَاباً اللَّهُمَّ ثَقِّلْ بِهِ مَوَازِينَهُمَا، وَ أَعْظِمْ بِهِ أُجُورَهُمَا وَ أَلْحِقْهُ بِصَالِحِ سَلَفِ الْمُؤْمِنِين، وَ اجْعَلْهُ فِي كَفَالَةِ إِبْرَاهِيم عَلَيْهِ الصَّلاَةُ وَ السَّلاَم وَ قِهِ بِرَحْمَتِكَ عَذَابَ جَهَنَّم /О Аллах, сделай так, чтобы он опередил в Раю своих родителей и стал для них уготованной наперед наградой и заступником, ходатайство которого будет принято, о Аллах, утяжели им весы их, и увеличь благодаря ему их награды, и присоедини его к праведным верующим, и помести его под опеку Ибрахима, и упаси его по милосердию Своему от мук ада!/
В соответствии с Сунной, совершая намаз над мужчиной, имам (руководящий намазом) должен встать напротив его головы, а совершая его над женщиной, встать напротив середины её тела. Если намаз совершается одновременно над женщиной и мужчиной, то мужчину располагают перед имамом, а женщину – за мужчиной, ближе к кибле. Если же вместе с ними есть еще и дети обоих полов, то сначала (перед имамом) кладут мужчину, потом мальчика, так, чтобы его голова была на одном уровне с головой мужчины. За мальчиком кладут женщину, так чтобы середина её тела была на уровне головы мужчины, а за женщиной кладут девочку, так чтобы её голова бы на уровне головы женщины, а середина ее тела была на уровне головы мужчины. Собравшиеся для совершения погребального намаза должны встать позади имама. Если же кто-то не найдет места позади имама, то становится справа от него.
Восьмое: Описание погребения. Яму для захоронения следует копать глубиной с половину роста мужчины и сделать углубление (нишу) на дне могилы сбоку по направлению к Каабе. Именно в это углубление (нишу) кладут покойника на правый бок, а затем развязывают завязки савана, оставляя саван как есть, не снимая его с умершего и не открывая ему лицо, вне зависимости от его пола. Затем нишу следует заложить необожженными кирпичами (саман), скрепляя их глиной для придания прочности и чтобы предотвратить попадание в нишу земли. В случае отсутствия необожженных кирпичей в качестве преграды для земли можно использовать деревянные листы, или камни, или доски. Затем засыпают могилу землёй. При погребении желательно произнести следующее: «بِسْمِ اللهِ وَعَلَى مِلًّةِ رَسُولِ اللهِ» /С именем Аллаха и в соответствии с религией посланника Аллаха/ Могилу следует засыпать так, чтобы могильный холмик возвышался лишь на пядь (=17,78 см). При наличии возможности могилу посыпают щебнем и обрызгивают водой. Затем присутствующим желательно немного постоять у могилы и помолиться за умершего, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, по окончании погребения (некоторое время) стоял у могилы, и говорил: «Молите Аллаха о прощении для вашего брата и просите, чтобы Он укрепил его, ибо, поистине, сейчас его спрашивают». تاسعا : ويشرع لمن لم يصل عليه أن يصلى عليه بعد الدفن، لأن النبي r فعل ذلك، على أن يكون ذلك في حدود شهر فأقل، فإن كانت المدة أكثر من ذلك لم تشرع الصلاة على القبر، لأنه لم ينقل عن النبي r أنه صلى على قبر بعد شهر من دفن الميت.
Девятое: Тот, кто не совершил погребальный намаз до захоронения, может совершить его после захоронения покойного, поскольку так поступил сам Пророк, да благословит его Аллах и приветствует. Однако это делается лишь в том случае, если срок захоронения не превышает месяца. Если со времени погребения прошло больше месяца, то совершение намаза над могилой не будет чем-то, на что есть дозволение шариата, потому что от Пророка не дошло каких-либо сообщений о совершении намаза по покойнику, срок захоронения которого превышал месяц.
Десятое: Родным покойного запрещается готовить специальную пищу для угощения людей, доказательством чему служат слова славного сподвижника Джарира бин ’Абдуллаха аль-Баджали, да будет доволен им Аллах: “Мы приравнивали собрание в доме умершего и приготовление пищи (для гостей) после похорон к причитанию”. Это предание передал имам Ахмад с хорошей цепочкой передатчиков. Если же родные умершего готовят еду для себя или приехавших издалека гостей, то это не является грехом Если родственники семьи покойного или соседи приготовят для нее еду, то это будет правильным и законным с точки зрения Шариата, потому что когда до Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, дошла весть о гибели Джа’фара бин Аби Талиба в Аш-Шаме, он приказал приготовить для его семьи еду, сказав: «Приготовьте семье Джа'фара еду, ибо их постигло то, что отвлекает от ее приготовления».. Также не будет порицаемым, если семья покойного пригласит соседей или еще кого, для того что бы совместно отведать то, что им принесли из еды. Однако для этого, насколько нам известно из Шариата, нет специально назначенного времени.
Одиннадцатое: Согласно достоверной сунне Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, женщине запрещается пребывать в трауре больше трех дней по кому-либо, кроме своего мужа. Траур же по мужу является обязательным и длится четыре месяца и десять дней, а если она беременна, то до родов. Что касается мужчин, то им запрещено пребывать в трауре по кому-либо, будь это родственники или иные люди.
Двенадцатое: Мужчинам позволяется время от времени посещать кладбища для обращения с мольбой за умерших и обращения просьбы к Аллаху об их помиловании, а также напоминания себе о смерти и о том, что будет после нее. Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, говорил: «Навещайте могилы, ибо они напоминают вам о последней жизни». Этот хадис приводят имам Ахмад и Муслим. Также Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, обучал своих сподвижников мольбе, которая произносится во время посещения могил:
السَّلاَمُ عَلَيْكُمْ أَهْلَ الدِّيَارِ، مِنَ الْمُؤْمِنِينَ وَالْمُسْلِمِينَ، وَإِنَّا إِنْ شَاءَ اللهُ بِكُمْ لاَحِقُونَ وَ يَرْحَمُ اللهُ الْمُسْتَقْدِمِينَ مَنَّا وَالْمُسْتَأْخِرِينَ، أَسْأَلُ اللهَ لَنَا وَلَكُمُ الْعَافِيَةَ /Мир вам, о обитатели жилищ из числа верующих (достигших степени муъмина) и мусульман (принявших ислам)! Поистине, и мы по воле Аллаха присоединимся к вам. Пусть Аллах помилует тех из нас, кто ушёл раньше, и тех, кто задержался, и я прошу Аллаха об избавлении для нас и для вас/
Что касается женщин, то им не позволено посещать кладбища, поскольку посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, проклял женщин, посещающих могилы. К причинам запрета относятся опасность возникновения искушения и то, что женщины зачастую не могут проявлять при посещении кладбища должной выдержки и терпения. Кроме того, женщинам нельзя участвовать в проводах умершего до кладбища, потому что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, запретил им это. Но им, так же как и мужчинам, можно совершать погребальную молитву, совершаемую в мечети или специальном месте для погребальных намазов.
И это последнее из того, что мне было облегчено собрать.
Мир и благословение Аллаха нашему пророку Мухаммаду, его семье и его сподвижникам!
Добавлено 10.05.2015
___________________________________________________________________________________